Каргер М.К. Древний Киев. Том I

7. Ремесленные мастерские

Многочисленные остатки рядовых жилищ древнего Киева, открытые раскопками, убедительно свидетельствуют о том, что почти каждый дом этого крупнейшего города древней Руси являлся в то же время и ремесленной мастерской. [с. 537] Об этом наглядно рассказывают разнообразные орудия производства, заготовки, полуфабрикаты, а также отходы различных производств, обнаруживаемые внутри жилищ или возле них. Увеличиваются с каждым годом и находки специальных производственных сооружений – гончарные, стекловарные и литейные горны, не связанные непосредственно с жилищами.

Чем шире и глубже развертываются археологические исследования Киева, тем отчетливее становится значение этого города в качестве крупнейшего центра древнерусского ремесла. Многие изделия ремесленного производства, известные еще недавно только по случайным находкам и потому истолковывавшиеся как предметы заморского импорта, обнаружены теперь в мастерских в различных стадиях производства, нередко наряду с орудиями производства этих предметов.

Археологические открытия последних десятилетий убедительно показали, сколь явно недооценивалась роль Киева как крупнейшего центра древнерусского ремесла теми исследователями, которые вынуждены были опираться в своих построениях почти исключительно на письменные источники.

Широкое привлечение археологических материалов для характеристики городского ремесла, характерное для исторической науки последних десятилетий, породило некоторые увлечения, иногда подрывавшие доверие к этому виду источников. Следует решительно подчеркнуть, что отнюдь не всякая находка предмета, связанного с тем или иным ремесленным производством, может быть истолкована как свидетельство о наличии в данном жилище или близ него ремесленной мастерской. Нельзя не согласиться со справедливой критикой, которой Б.А.Рыбаков подверг выводы А.А.Мансурова, по единичным находкам тех или иных изделий в развалинах жилищ Старой Рязани делавшего ложные выводы о множественности ремесленных производств почти в каждом жилище. Не менее поспешные выводы о различных видах ремесленного производства в Киеве характерны для некоторых работ В.А.Богусевича.

Изучение киевского ремесла настоятельно требует преодоления еще одной традиции, уже давно укоренившейся среди исследователей древнего Киева. Продукцию киевских ремесленников и даже те или иные конкретные мастерские, открытые раскопками, до последнего времени было принято датировать слишком обобщенно Х – XIII вв. Наряду с этой чрезмерно обобщенной датировкой отдельными исследователями порой выдвигались уточненные, но ничем не подтвержденные даты.

Тщательное изучение обстоятельств гибели многочисленных мастерских, обнаруженных раскопками на различных участках древнего Киева, привело нас к выводу, что основная масса этих мастерских была разрушена и прекратила свое существование в результате разгрома Верхнего Киева татаро-монгольскими полчищами в декабре 1240 г. Именно в этом находит объяснение тот факт, что обнаруженные при раскопках жилищ и мастерских в разных районах города не только разнообразные изделия, но п орудия проаводства отличаются дскдючительным сходством. Большая часть известных доныне изделий киевского [с. 538] ремесла и особенно мастерские, открытые раскопками, относятся к концу XII- первой половине XIII в.

Изделия киевских ремесленников XI – первой половины XII в. встречаются значительно реже и потому известны значительно хуже.

Продукция киевских ремесленников, изготовлявших все необходимое, от простой глиняной посуды и до утонченных художественных изделий из серебра и золота, не только удовлетворяла основные потребности всех слоев городского населения, но в значительной мере и вывозилась далеко за пределы города.

Киевские кузнецы изготовляли все основные разновидности изделий из железа и стали – разнообразные орудия труда, оружие, ремесленные инструменты, конскую сбрую, домашнюю утварь и принадлежности костюма, известные по находкам на древнерусских городищах IX-XIII вв. Б.А.Колчин, составивший список изделий древнерусских кузнецов, насчитывал более 150 отдельных видов железных изделий. Он насчитывал в древнерусском кузнечном деле до шестнадцати обособившихся специальностей. Многочисленные железные изделия, обнаруженные раскопками в Киеве, позволяют думать, что среди киевских кузнецов были представлены все эти специальности.

Исключительного совершенства и утонченного мастерства достигли киевские ремесленники, занятые обработкой цветных и благородных металлов, владевшие всеми техническими приемами, известными в ту пору мастерам наиболее передовых стран средневекового мира.

Ремеслу, связанному с обработкой цветных и благородных металлов, несомненно была присуша не меньшая дифференциация, чем та, что отмечалась в кузнечном деле, однако многие “златокузнецы” выполняли в своих мастерских работы, связанные с различной техникой.

Одним из важнейших способов обработки меди, серебра и их сплавов было литье. Киевские литейщики владели многими разновидностями этой техники, умея изготовлять самые разнообразные предметы, от мелких медных крестиков до церковных колоколов достаточно крупного размера.

В середине XIII в. киевские ювелиры-литейщики вводят новую технику оловянных и свинцовых отливок, представлявших имитации драгоценных золотых и серебряных изделий. Отливки эти выполнялись в резных каменных формочках, в большом количестве обнаруженных при раскопках киевских жилищ-мастерских.

Наряду с литьем широкое распространение имела обработка цветных и благородных металлов в технике ковки и чекана, применявшейся для самых различных изделий. Усовершенствованием и механизацией техники чекана была техника тиснения. Новшество заключалось в применении медных штампов-матриц, при помощи которых на тонких, предварительно хорошо прокованных листах металла оттискивался рельефный рисунок. В технике тиснения киевские “златокузнецы” выполняли разнообразные изысканные ювелирные изделия из серебра и золота – колты, подвески, нашивные бляшки, полые бусы, басму для икон и т.п. Техника тиснения по сравнению с чеканом убыстряла [с. 539] процесе производства. Затратив труд на производство штампа-матрицы, мастер мог пользоваться ею достаточно длительный период.

Одним из наиболее распространенных видов ювелирной техники были изделия из медной, серебряной и золотой проволоки. Киевские “златокузнецы” изготовляли в этой технике разнообразнейшие изделия от простейшего перстня или височного кольца и до сложнейших филиграней, нередко сочетавшихся с перегородчатой эмалью, зернью, чернью и другими приемами. Широкое применение в киевской ювелирной технике имела скань, или филигрань, зернь и тернь.

Наивысшим достижением киевских ювелиров XI – XIII вв. несомненно была техника перегородчатой эмали. В разнообразных золотых изделиях, украшенных перегородчатой эмалью, киевские ремесленники достигли высот подлинного большого искусства. Ассортимент изделий, украшавшихся перегородчатой эмалью, был разнообразен: киевские эмальеры изготовляли колты, диадемы, цепи из полых бляшек, детали книжных переплётов и т.д. Освоение киевскими ремесленниками техники перегородчатой эмали произошло, по-видимому, в середине XI в. Развитие эмальерной техники в Киеве обеспечивалось собственным производством стеклянной массы. Наряду с драгоценной перегородчатой эмалью в киевских мастерских изготовлялись и более дешевые бронзовые изделия, украшенные выемчатой эмалью.

Широчайшее развитие в Киеве имело стекловарение. Киевские ремесленники в XI-XIII вв. изготовляли разнообразный ассортимент стеклянных изделий, в первую очередь браслеты, перстни и различную посуду. Необходимо подчеркнуть массовый характер этой продукции, широко распространявшейся в самых различных социальных прослойках древнерусских городов. В огромном количестве изготовлялось оконное стекло для каменных построек и мозаичная смальта различных цветов и оттенков.

Наиболее массовой продукцией были изделия киевских гончаров. Они изготовляли разнообразную глиняную посуду и некоторые бытовые предметы: горшки для варки пищи, рукомойники, кувшины, ковши, огромные сосуды для хранения зерна, амфоры-корчаги и небольшие корчажцы для вина, светильники, фонари. Наряду с простой глиняной посудой, служившей как для варки и хранения пищи, так и в качестве столовой посуды, киевские гончары изготовляли поливную и расписную посуду. Специализированной отраслью производства поливной керамики было изготовление яиц-писанок, имевших очень широкий сбыт, в том числе и за пределами Руси.

С конца Х в. в Киеве чрезвычайно широко развивается производство различных видов строительных материалов, в первую очередь кирпича – плинфы. В этом производстве наряду с приезжими мастерами (греками) уже с Х в. несомненно участвовали та. местные мастера. Кроме кирпича, киевские “плинфотворители” изготовляли черепицу и терракотовые плитки. Киевские гончары, связанные с производством строительных материалов, изготовляли также узкогорлые сосуды-голосники, применявшиеся в кладке сводов и куполов. [с. 540]

Несмотря на то, что в южнорусских городах дерево в качестве строительного материала имело несомненно меньшее значение, чем на севере Руси, деревянные постройки и здесь были очень многочисленны. О значении “древоделей” в Киеве достаточно свидетельствует грандиозный размах плотничьих работ, связанных со строительством оборонительных укреплений при Ярославе. Об участии “древоделей” в церковном строительстве свидетельствуют письменные источники (летописи, Сказание и Чтения о Борисе и Глебе). Ремесло, связанное с обработкой дерева, разумеется, не ограничивалось строительным делом. Разнообразные изделия из дерева были широко распространены в быту горожан. Только плохой сохранностью дерева в условиях киевской почвы объясняется незначительное количество деревянных изделий, находимых при раскопках.

Весьма широкое распространение имело в Киеве ремесло костерезов, изготовлявших гребни, уховертки, рукоятки ножей, пуговицы, стрелы и пр. В косторезных мастерских применялся набор различных инструментов. Несомненно, что киевские костерезы, как и столяры, пользовались токарным станком.

Ремесло по обработке камня уже в XI – XII вв. несомненно членилось на ряд самостоятельных специальностей. Огромный размах каменного строительства определял развитие специальности камнетесов и резчиков по камню. По-видимому, в самостоятельную группу рано выделились мастера, изготовлявшие каменные гробницы. Особой отраслью каменосечного дела было изготовление ручных жерновов. Широко были распространены специальности по изготовлению мелких каменных изделий: бус, крестиков, икон, литейных формочек и т.д.

Некоторые разновидности киевского ремесла засвидетельствованы только отдельными находками или случайными упоминаниями в письменных источниках. К их числу относится ремесло кожевников, ткачей и портняжное дело.

О высокой духовной культуре Киевской Руси свидетельствуют дошедшие до нас памятники “книжного строения” – роскошные рукописи, украшенные миниатюрами и заставками. Еще более выразительными свидетельствами этой культуры являются произведения станковой и монументальной живописи, созданные киевскими художниками.

Характерной чертой киевского ремесла во многих его разновидностях является непрерывный рост его технической зрелости, усовершенствование старых технических приемов, разработка и освоение новых.

Важнейшее значение имеет вопрос о роли различных форм ремесленного производства в историческом развитии крупнейшего города древней Руси, каковым был Киев в течение ряда столетий. Необходимо подчеркнуть, что изучение городского ремесла требует расчленения ремесленников на две, хотя и не вполне разобщенные, но все же резко отличные по своей социальной природе группы – ремесленников, входивших в состав княжеских, боярских или монастырских феодальных вотчин, и свободных городских ремесленников, составлявших основное население городского посада.

Вследствие того, что основные археологические работы в Киеве проводились до сих пор на территориях, связанных или с княжеским двором, или с мона[с. 541]стырскими дворами, вопросы вотчинного ремесла изучены более полно, чем в каком-либо другом городе древней Руси. Наоборот, в изучении ремесленников городского посада сделаны лишь первые шаги.

Труд ремесленников княжого двора несомненно был трудом подневольным, но рассматривать этот труд, следуя за А.С.Гущиным, как рабский, нет решительно никаких оснований. Подневольность эта выражалась в интересующую нас эпоху в формах феодальной зависимости, а отнюдь не в формах рабства.

Мастера, работавшие на княжом дворе, не ограничивали свою деятельность только удовлетворением потребностей самого княжеского хозяйства. В тех же мастерских, где выполнялись изысканные золотые изделия с перегородчатой эмалью, изготовляли и стеклянные браслеты, которые несомненно шли на городской рынок. Несомненно, для широкого городского рынка предназначались оловянные отливки, изготовлявшиеся в каменных “имитационных” формочках. Даже простая гончарная посуда, изготовлявшаяся в мастерских княжого двора, по-видимому, иногда шла на городской рынок.

Материалы для социальной характеристики свободного городского ремесла в Киеве пока весьма отрывочны и случайны. Наблюдения по вопросу о сбыте отдельных видов продукции свободных городских ремесленников позволяют предположить наличие достаточно широкого рынка, отнюдь не ограниченного территорией городского посада самого Киева. Замечательные изделия киевских ремесленников распространялись не только в городах и селах Киевского государства, но нередко попадали и далеко за пределы Руси, распространяя там славу русских “хитрецов” и “умельцев”.